Для крупных городов вывоз и утилизация мусора требует немалых усилий и сложной организации всего процесса. Для решения проблемы Правительство ввело в действие реформу по созданию целой инфраструктуры, которая занимается сбором и утилизацией ТБО.
Дальнейшим этапом реформы стало решение проблемы со строительным мусором, основным производителем которого являются строители и дорожники. В соответствие с основными видами отходов этих отраслей, весь строительный мусор получил наименование ОССиГ, или «отходы строительства, сноса и грунтов».
АИС ОССиГ и её основные цели
Для контроля за перемещением, переработкой и утилизацией ОССиГ в г. Москва была создана автоматизированная система учета, которая активно функционирует с 2021 года. Все данные о замерах объемов и веса отходов поступают в систему.
Целью создания такой системы являются:
- комплексное решение проблемы по переработке строительных отходов;
- контроль перемещения ОССиГ;
- возможность повторного использования отходов;
- равномерное распределение нагрузок на мусороперерабатывающие предприятия;
- предотвращение возникновения несанкционированных свалок строительного мусора.
Участники процесса вывоза и переработки мусора
В процесс по организации вывоза строительного мусора для переработки и утилизации участвуют три стороны:
Отходопроизводители — компании и частные предприниматели, деятельность которых вызывает появление строительных отходов. По закону они должны складировать и сортировать отходы от производства на специальных площадках. Они обязаны:
- организовать КИП (контрольно-измерительные пункты), предназначенные для замера и фиксации всех объемов отходов;
- учитывать объемы мусора, вывезенного силами организации;
- определять степень опасности отходов и соответственно обращаться с ними;
- соблюдение норм перемещения для ОССиГ;
- передавать все данные по обращению с отходами строительства в Сводный кадастр отходов.
Отходоперевозчики — частные предприниматели и компании, которые обеспечивают транспортировку грунта и строительных отходов от отходопроизводителей. Эта деятельность требует наличия специальной техники, оборудованной системой спутникового мониторинга для отслеживания передвижений автомобилей при доставке ОССиГ на конечные пункты и передачи данных в АИС.
Этой группе предписано строгое соблюдение правил транспортировки строительного мусора — наличие паспортов с указанием класса опасности отходов, тенты на контейнерах.
Отходополучатели — частники или компании, в сферу деятельности которых входят сбор и все фазы сортировки строительных отходов, вплоть до утилизации. Они должны обеспечить учет поступления ОССиГ, размещение мусора на территории приемного пункта согласно правилам.
Регистрация в АИС ОССиГ
Организации, участвующие в перевозке и утилизации строительного мусора, должны иметь обязательную регистрацию в АИС ОССиГ, которая занимается контролем перемещением строительного мусора и грунта в Москве. При регистрации требуется оформление электронной подписи. Дальнейшая регистрация может быть произведена удаленно на портале Госуслуг.
Организация контрольно-измерительных пунктов
Регистрация каждого строящегося объекта на АИС должна сопровождаться установкой на нем КИП. Если работы выполняются в рамках государственного заказа, то установка КИП оплачивается из средств городского бюджета.
Для транспортных средств, вывозящих со стройплощадки отходы строительства, на контрольно-измерительном пункте производится:
- замер параметров вывозимых отходов;
- регистрация госномера транспортного средства;
- фото- и видеофиксация выезда транспорта в реальном времени с результатами замера.
Отходы складируются на полигоне в соответствие со строгими федеральными и региональными требованиями:
- обязательное освещение по периметру полигона;
- меры, исключающие попадание токсичных компонентов в почву или грунтовые воды.
Преимущества работы системы по учёту ОССиГ
Все участники процесса, зарегистрированные в АИС ОССиГ могут рассчитывать на определенные преимущества при осуществлении деятельности по вывозу, транспортировке и утилизации строительных отходов:- содействие в решении проблем, возникающих в процессе транспортировки строительного мусора;
- оперативный поиск подрядчиков для вывоза и приема отходов;
- защита от нелегальных перевозчиков;
- деятельность в рамках Закона, исключающая применение санкций.
Как результат систематизированного вывоза, складирования и утилизации строительных отходов ожидается реальное сокращение стихийных свалок в черте города и в пригороде. Создаются предпосылки для формирования рынка вторичных стройматериалов для создания специализированной перерабатывающей отрасли.